Постановление № 71 от 28.08.2024 Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов сельского поселения Песочное муниципального района Безенчукский
АДМИНИСТРАЦИЯ сельского поселения Песочное муниципального района Безенчукский Самарской области 446246, с. Песочное, ул.Центральная, 48 Тел./факс 8(84676) 32 173 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 71 28 августа 2024 |
|
Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов сельского поселения
Песочное муниципального района Безенчукский
В соответствии с пунктом 2 статьи 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
- Утвердить прилагаемый Порядок оценки налоговых расходов сельского поселения Песочное муниципального района Безенчукский.
- Признать утратившим силу Постановление Администрации сельского поселения Песочное муниципального района Безенчукский от 27.10.2020 г. № 54 «Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов сельского поселения Песочное муниципального района Безенчукский".
- Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Опубликовать настоящее Постановление в газете «Вестник сельского поселения Песочное» и на официальном сайте Администрации сельского поселения Песочное муниципального района Безенчукский Самарской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет»
- Контроль над выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава сельского поселения Песочное В.Г. Гуреев
Исп. В.Н.Тряпичкина
8(846)7632173
Утвержден
Постановлением Администрации
сельского поселения Песочное
муниципального района Безенчукский
Самарской области
от 28.08.2024 г. №71
Порядок
оценки налоговых расходов сельского поселения Песочное муниципального района Безенчукский Самарской области
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет процедуру формирования перечня налоговых расходов сельского поселения Песочное муниципального района Безенчукский, реестра налоговых расходов сельского поселения и методику оценки налоговых расходов (далее налоговые расходы) сельского поселения Песочное (далее – сельское поселение).
Под оценкой налоговых расходов в целях настоящего Порядка понимается оценка объемов и оценка эффективности налоговых расходов.
Настоящий Порядок определяет процедуры проведения оценки налоговых расходов Самарской области и оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот Самарской области.
2. Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Общие требования) и постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2019 N 439 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Самарской области".
3. В целях оценки налоговых расходов уполномоченное должностное лицо Администрации сельского поселения Песочное муниципального района Безенчукский Самарской области (далее по тексту Администрация):
- формирует перечень налоговых расходов;
- ведет реестр налоговых расходов;
- формирует оценку фактического объема налоговых расходов за отчетный финансовый год, оценку объема налогового расхода на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период;
- осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов, проводимой кураторами налоговых расходов.
4. В целях оценки налоговых расходов кураторы налоговых расходов:
- формируют паспорта налоговых расходов, содержащие информацию по перечню согласно приложению, к настоящему Порядку;
- осуществляют оценку эффективности каждого курируемого налогового расхода и направляют результаты такой оценки Главе сельского поселения.
2. Формирование перечня налоговых расходов
5. Перечень налоговых расходов сельского поселения формируется и утверждается постановлением администрации. В перечне налоговых расходов должна содержаться информация о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов.
В случае уточнения структурных элементов муниципальных программ сельского поселения в рамках рассмотрения и утверждения проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период перечень налоговых расходов утверждается до 30 декабря текущего финансового года.
6. Настоящий перечень налоговых расходов сельского поселения размещается на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
7. Перечень налоговых расходов формируется и ведется в порядке, установленном администрацией.
3. Общие требования к порядку и критериям оценки эффективности налоговых расходов сельского поселения
8. Оценка эффективности налоговых расходов сельского поселения разрабатываются кураторами налоговых расходов.
Оценка налоговых расходов администрации включает комплекс мероприятий по оценке объемов и оценке эффективности налоговых расходов сельского поселения.
9. Оценка эффективности налоговых расходов сельского поселения осуществляется администрацией, в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами муниципального образования, для достижения соответствующих налоговому расходу целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономического развития муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения (далее - куратор):
по налоговым расходам, распределенным по Программам - ответственным исполнителем соответствующей муниципальной программы (далее - ответственный исполнитель);
по нераспределенным и непрограммным налоговым расходам – органом местного самоуправления.
10. Куратор налогового расхода согласно общим требованиям:
- осуществляет оценку эффективности налоговых расходов сельского поселения – комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик;
- устанавливает при необходимости дополнительные (иные) критерии целесообразности налоговых льгот для плательщиков;
- формулирует выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода сельского поселения, вкладе налогового расхода сельского поселения в достижение целей программы сельского поселения и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для местного бюджета альтернативных механизмов достижения целей администрации и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам;
- представляет предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
11. Куратор налогового расхода самостоятельно определяет целевую категорию соответствующего налогового расхода исходя из характера цели налогового расхода, а также категории плательщиков, воспользовавшихся налоговой льготой. Общими требованиями предусмотрены три целевые категории налоговых расходов:
1) Социальные налоговые расходы сельского поселения - целевая категория налоговых расходов муниципального образования, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения.
В эту категорию могут относиться только те налоговые расходы, которые напрямую способствуют снижению налоговой нагрузки населения, или направлены на создание благоприятных условий для оказания услуг в социальной сфере, повышения их качества и доступности.
2) Стимулирующие налоговые расходы сельского поселения - целевая категория налоговых расходов сельского поселения, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджета города.
3) Технические налоговые расходы сельского поселения - целевая категория налоговых расходов сельского поселения, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет местного бюджета.
3.1 Оценка целесообразности налоговых расходов сельского поселения
1. Критериями целесообразности налоговых расходов сельского поселения являются:
а) соответствие налоговых расходов сельского поселения целям муниципальных программ сельского поселения, их структурных элементов и (или) целям социально-экономической политики сельского поселения, не относящимся к муниципальным программам сельского поселения (в отношении непрограммных налоговых расходов);
б) востребованность плательщиками предоставленных льгот, освобождений или иных преференций, которые характеризуются соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.
3.2 Оценка востребованности плательщиками предоставленных
налоговых льгот
Оценка востребованности плательщиками предоставленных налоговых льгот, обусловленных налоговыми расходами, осуществляется путем соотношения численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и общей численности плательщиков за 5-летний период отдельно по каждой льготе и рассчитывается по формуле:
Днп = (Кл-4 + Кл-3 + Кл-2 + Кл-1 + Кл) /
/ (К-4 + К-3 + К-2 + К-1 + К) x 100%,
где:
Днп - показатель востребованности налогоплательщиками налоговых расходов (далее - показатель востребованности);
Кл - количество плательщиков, воспользовавшихся правом на получение льгот;
К - общее количество налогоплательщиков;
- отчетный год.
Количество плательщиков налогов, воспользовавшихся правом на получение льгот определяется на основании информации о значениях фискальных характеристик налоговых расходов.
Под общим количеством плательщиков налогов понимается количество плательщиков налогов, потенциально имеющих право на получение льгот, обусловливающих налоговые расходы.
Общее количество плательщиков налогов определяется на основании статистических данных, положений муниципальных нормативных правовых актов сельского поселения.
2.12. Единицей изменения значения показателя востребованности является процент (%).
В случае, если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, сумма которых составляет 5 лет. Дополнительным (но не заменяющим) обоснованием востребованности налоговой льготы могут служить экспертные оценки.
При определении показателя востребованности численность плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговые льготы, может быть соотнесена с количеством плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы. Такая корректировка показателя особенно актуальна в случае, когда численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, менее 1% от общей численности плательщиков соответствующего налога.
Плательщики, потенциально имеющие право на получение налоговой льготы, определяются на основании положений актов, статистических данных и иных сведений. Количество потенциальных плательщиков может быть расчетным показателем, в связи, с чем куратору налогового расхода сельского поселения требуется отразить порядок расчета указанного показателя.
При оценке налоговых расходов сельского поселения указывается пороговое значение уровня востребованности, при достижении которого льгота признается востребованной. Пороговое значение уровня востребованности:
а) должно быть обосновано и учитывать ожидаемый эффект от введения и (или) дальнейшего действия льготы;
б) может быть рассчитано как с использованием эконометрических методов, так и посредством экспертных оценок;
в) не должно быть существенно ниже реального уровня востребованности льготы.
При необходимости куратором налоговых расходов могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.
В случае несоответствия налоговых расходов сельского поселения хотя бы одному из критериев, куратору налогового расхода надлежит представить предложения об отмене льгот для плательщиков, либо сформулировать предложения по совершенствованию (уточнению) механизма ее действия.
3.3. Оценка результативности налоговых расходов сельского поселения
3.3.1 Оценка вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам
В качестве критерия результативности налогового расхода сельского поселения определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы сельского поселения.
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
Под показателем (индикатором) достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, (далее – целевой показатель) понимается показатель, количественно характеризующий достижение цели (целей) муниципальной программы, ее структурных элементов и (или) социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, которой (которым) соответствует налоговый расход и определенной (определенным) на этапе оценки целесообразности налогового расхода.
Целевой показатель должен отражать специфику налогового расхода.
Критерием результативности налогового расхода сельского поселения является показатель достижения целей муниципальной программы. Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя достижения целей муниципальной программы, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя с учетом льгот и значением указанного показателя без учета льгот.
В соответствии с целями муниципальной программы, направленными на создание стабильных финансовых условий для повышения уровня и качества жизни населения сельского поселения, является показатель повышения уровня доходов социально незащищенных групп населения, который рассчитывается по формуле:
I = Pл-Pбаз
где: Pл — значение показателя «P» с учетом применения льготы;
Pбаз — значение показателя «P» без учета применения льготы.
Если оценка вклада налоговой льготы в изменение значения показателя достижения целей социально-экономической политики сельского поселения равна 0 и не принимает отрицательных значений, то налоговый расход признается эффективным.
3.3.2. Оценка бюджетной эффективности налоговых расходов сельского поселения Песочное муниципального района Безенчукский Самарской области
Оценка результативности налоговых расходов сельского поселения включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов муниципального образования, которая проводится в отношении налоговых расходов сельского поселения, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по местным налогам и рассчитывается как оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых расходов.
В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов муниципального образования осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программам.
Сравнительный анализ включает сопоставление объемов расходов местного бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов местного бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В целях обеспечения репрезентативности полученного результата сравнительного анализа результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов (возможности их объективного сравнения) оценку бюджетной эффективности рекомендуется проводить с применением одного из следующих подходов:
а) сопоставление объемов налогового расхода и расходов бюджета сельского поселения для достижения идентичного значения показателя (индикатора);
б) сопоставление значений показателя (индикатора) при условии идентичных объемов налогового расхода и расходов бюджета сельского поселения.
При сравнительном анализе учитывается объем расходов организационного-административного характера (организация работы по предоставлению субсидий, администрирование, организация проведения конкурса или аукциона и иные). При этом необходимо, чтобы объем указанных расходов был обоснован и не зависим от объема налогов (налоговых расходов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам, вправе учитывать в том числе:
1) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет местного бюджета.
Альтернативным механизмами предполагается предоставление средств из местного бюджета как в форме субсидий непосредственно плательщикам, имеющим право на льготы, так и через «агентов».
Кроме того, плательщикам, имеющим право на льготы, предполагается оказание меры имущественной поддержки, способствующие снижению затрат организаций;
2) предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы.
При сравнении инструмента налоговых расходов с инструментом предоставления муниципальных гарантий необходимо учитывать не только планируемый объем муниципальных гарантий (условные обязательства), но и ожидаемый объем бюджетных ассигнований на их исполнение (прямые обязательства). В качестве суммы для сопоставления рекомендуется использовать расчетный объем бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных гарантий с учетом применения регрессного требования гаранта к принципалу. Сопоставительный расчет необходимо производить в одинаковых диапазонах периодов предоставления налоговых льгот и муниципальных гарантий;
3) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
Данный альтернативный механизм предполагает совершенствование организационных механизмов взаимодействия между представителями органов местного самоуправления с плательщиками, имеющими право на льготы. Часто административные барьеры препятствуют обеспечению доступности муниципальных услуг и в целом развитию предпринимательской инициативы. Следовательно, достижение целей муниципальных программ, их структурных элементов и целей социально-экономической политики можно реализовать не только посредством финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, но посредством создания комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности и получения муниципальных услуг.
Альтернативный механизм рассматривается как потенциальный инструмент регулирования, возможный к установлению на территории сельского поселения вместо льготы.
При определении альтернативных механизмов для налоговых расходов сельского поселения социальной целевой категории, в том числе при определении объема средств местного бюджета на их применение, учитывается принцип адресности и (или) критерий нуждаемости.
При отсутствии альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программам, бюджетная эффективность налогового расхода (Bj) рассчитывается по формуле:
Bj = Nj /Nj,
где: Nj — объем налоговых расходов.
Если показатель эффективности Bj принимает положительное значение или равен 1, налоговый расход является эффективным.
- Итоги оценки налоговых расходов сельского поселения
По итогам оценки эффективности налогового расхода сельского поселения куратор налогового расхода формулирует выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода сельского поселения, вкладе налогового расхода муниципального образования в достижение целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для местного бюджета) альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам.
Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов сельского поселения учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ.
Приложение № 1
к Порядку формирования перечня
налоговых расходов
Перечень
налоговых расходов сельского поселения
на очередной финансовый год
N |
Наименование налогов, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции |
Нормативные правовые акты, их структурные единицы, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам |
Категории плательщиков налогов, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции |
Наименование муниципальных программ сельского поселения, наименования нормативных правовых актов, определяющих цели социально-экономической политики сельского поселения, не относящиеся к муниципальным программам сельского поселения, в целях реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов |
Наименование целей социально-экономической политики сельского поселения, не относящихся к муниципальным программам сельского поселения, в целях реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов |
Наименование куратора налогового расхода сельского поселения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
Глава сельского поселения Песочное
муниципального района Безенчукский В.Г. Гуреев
Приложение № 2
к Порядку формирования перечня
налоговых расходов
сельского поселения
Перечень
показателей для проведения оценки налоговых расходов
Предоставляемая информация |
Источник данных |
|
I. Территориальная принадлежность налогового расхода |
||
1. |
Наименование муниципального образования |
|
II. Нормативные характеристики налоговых расходов муниципального образования |
||
2. |
Нормативные правовые акты муниципального образования, их структурные единицы, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам |
Куратор налоговых расходов |
3. |
Условия предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, установленные нормативными правовыми актами муниципального образования |
Куратор налоговых расходов |
4. |
Целевая категория плательщиков налогов, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции, установленные нормативными правовыми актами муниципального образования |
Куратор налоговых расходов |
5. |
Даты вступления в силу положений нормативных правовых актов муниципального образования, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам |
Куратор налоговых расходов |
6. |
Даты начала действия, предоставленного нормативными правовыми актами муниципального образования права на налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам |
Куратор налоговых расходов |
7. |
Период действия налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, предоставленных нормативными правовыми актами муниципального образования |
Куратор налоговых расходов |
8. |
Дата прекращения действия налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, установленная нормативными правовыми актами муниципального образования |
Куратор налоговых расходов |
III. Целевые характеристики налоговых расходов муниципального образования |
||
9. |
Наименование налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам |
Куратор налоговых расходов |
10. |
Целевая категория налогового расхода муниципального образования |
Куратор налоговых расходов |
11. |
Цели предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, установленных нормативными правовыми актами муниципального образования |
Куратор налоговых расходов |
12. |
Наименования налогов, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции, установленные нормативными правовыми актами муниципального образования |
Куратор налоговых расходов |
13. |
Вид налоговых льгот, освобождений и иных преференций, определяющий особенности предоставленных отдельным категориям плательщиков налогов преимуществ по сравнению с другими плательщиками |
Куратор налоговых расходов |
14. |
Размер налоговой ставки, в пределах которой предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам |
Куратор налоговых расходов |
15. |
Показатель (индикатор) достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся муниципальным программам, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам |
Куратор налоговых расходов |
16. |
Код вида экономической деятельности (по ОКВЭД), к которому относится налоговый расход (если налоговый расход обусловлен налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями для отдельных видов экономической деятельности) |
Куратор налоговых расходов |
IV. Фискальные характеристики налогового расхода муниципального образования |
||
18. |
Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, предоставленных для плательщиков налогов, в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования за отчетный год и за год, предшествующий отчетному году (тыс. рублей) |
ФНС России |
19. |
Оценка объема предоставленных налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей) |
Куратор налоговых расходов |
20. |
Численность плательщиков налогов, воспользовавшихся налоговой льготой, освобождением и иной преференцией (единиц), установленными нормативными правовыми актами муниципального образования |
ФНС России |
21. |
Базовый объем налогов, задекларированный для уплаты в консолидированный бюджет муниципального образования плательщиками налогов, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, установленные нормативными правовыми актами муниципального образования (тыс. рублей) |
ФНС России |
22. |
Объем налогов, задекларированный для уплаты в местный бюджет плательщиками налогов, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году (тыс. рублей) |
ФНС России |
23. |
Результат оценки эффективности налогового расхода |
Куратор налогового расхода |
24. |
Оценка совокупного бюджетного эффекта (для стимулирующих налоговых расходов) |
Куратор налогового расхода |